Обновленный «Белый лебедь»: в чем конкурентное преимущество главного ракетоносца РФ

Первый собранный с нуля в России стратегический бомбардировщик Ту-160М совершил дебютный полет. Испытания прошли на аэродроме Казанского авиационного завода. Как подчеркнул глава Минпромторга Денис Мантуров, российским инженерам удалось полностью восстановить весь цикл производства легендарного советского ракетоносца, но уже в модификации М. Так, при создании обновленного Ту-160 были использованы модернизированные двигатели, навигационные системы, а также системы управления вооружением.

В свою очередь генеральный директор ОАК Юрий Слюсарь отметил, что обновленный бомбардировщик построен с нуля, однако он сохранил внешний облик. В рамках программы модернизации Ту-160 ракетоносцы были обновлены на 80%, а оборудование производственных и сборочных цехов — более чем на 40%.

Обновленный «Белый лебедь»: раскрыто конкурентное преимущество главного ракетоносца РФ
Федеральное агентство новостей /

«Белый лебедь» предназначается для поражения ядерными и обычными ракетами целей, в том числе в глубоком тылу противника. Программа его воспроизводства началась по решению президента РФ Владимира Путина. Государственный контракт между компанией «Туполев» и Минобороны РФ на поставку первой партии была подписан в 2018 году.

В настоящее время Ту-160М конкурирует с американским сверхзвуковым стратегическим бомбардировщиком Rockwell International B-1 Lancer. В чем главное преимущество российского ракетоносца, разбирался iReactor.

Гонка вооружений

Когда в конце 1980-х на вооружение советской армии был принят стратегический ракетоносец Ту-160, Пентагон его не воспринял всерьез. Американские специалисты посчитали, что заявленные Минобороны СССР характеристики ракетоносца физически не могут быть реализованы. Однако, чем детальнее и скрупулезнее западные инженеры изучали эту машину, тем больше приходили в уныние. Как выяснилось, Ту-160 действительно превосходил всех стратегических бомбардировщиков тех лет. В первую очередь из-за уникальных силовых установок.

Даже после распада Советского Союза иностранцы не могли заполучить боевой ракетоносец для его более детального изучения. Однако американцы нашли вполне легальную лазейку.

Прародителем Ту-160 стал гражданский сверхзвуковой Ту-144, который совершил свой первый полет в 1968 году. После почти года эксплуатации — с 1977-й по 1978-й год — пассажирские перевозки на нем были прекращены.

В начале 1990-х американская авиастроительная корпорация Boeing предложила реализацию проекта по созданию совместного российско-американского сверхзвукового пассажирского самолета нового поколения. Для этого американцы должны были детально изучить двигатели Ту-144. При этом формально работы велись не с Boeing, а с NASA.

Обновленный «Белый лебедь»: раскрыто конкурентное преимущество главного ракетоносца РФ
wikipedia.org / Jim Ross

По настоянию американской стороны вместо штатных двигателей РД-36-51А на Ту-144 были установлены НК-32, — в точности такие же, что и на Ту-160. Вместе с силовой установкой на опытный образец была установлена и топливная система от стратегического бомбардировщика, а также контрольно-записывающая аппаратура, которая фиксировала все параметры полета и работы двигателя.

Испытания по этому контракту начались в конце 1996-го года. Более чем за 18 месяцев опытный образец совершил 30 полетов, среди которых восемь были исключительно в интересах корпорации Boeing. Таким образом Пентагон вполне узнал всех характеристики двигателя и топливной системы, которыми обладал передовой на тот момент Ту-160.

Проект российско-американского пассажирского сверхзвукового авиалайнера ожидаемо был свернут. И хоть специалисты из США получили доступ к техническим характеристикам НК-32, так и не сумели использовать их в своих интересах.

Ту-160М и его преимущество

Главной целью работ последних лет стало восстановление производства, остановленного в начале 1990-х годов на фоне распада СССР. Для этого было необходимо провести реконструкцию производственных мощностей, освоить новые технологии, развернуть сборочные линии. Использование новых конструктивных решений и современных технологий производства позволило существенно улучшить силовую установку обновленного ракетоносца.

Обновленный «Белый лебедь»: раскрыто конкурентное преимущество главного ракетоносца РФ
president.tatarstan.ru / Президент Республики Татарстан

Обновленный двигатель сохранил все основные особенности конструкции своего предшественника. Это по-прежнему двухконтурный трехвальный двигатель, однако были обновлены некоторые компоненты. Так, в конструкцию НК-32-02 были включены новые лопатки для вентилятора, компрессора и турбины, а также внедрена улучшенная система охлаждения. Основные характеристики двигателя остались на прежнем уровне, при этом за счет комплексных доработок удалось снизить расход топлива более чем на 10%.

Ожидается, что за счет повышения экономичности максимальная дальность полета Ту-160М увеличится на 1 000 км или более, в зависимости от режима полета. Отсутствие необходимости дозаправки в полете существенно увеличивает боевой потенциал ракетоносца РФ. Как подчеркнули аналитики авторитетного американского журнала Aviation Week & Space Technology, новый турбореактивный двигатель НК-32-02 является конкурентным преимуществом Ту-160М в сравнении с B-1 Lancer.

Напомним, ранее военные эксперты китайского издания Sohu сообщили о том, что маневры российских Ту-160 у берегов Флориды обескуражили ВВС США. Стратегические бомбардировщики РФ застали врасплох американских военных, которые даже не сориентировались, как лучше реагировать на внезапное появление «Белых лебедей».

Автор: