Программа создания истребителей F-35 является самой громкой историей провала Пентагона, однако далеко не единственной. Самые дорогостоящие разработки Минобороны США, признанные впоследствии неудачными - в материале iReactor.

Морская вода оказалась губительная для стелс-покрытия американских истребителей F-35. Как выявили специалисты Военно-морских сил США, морская соль разъедает фюзеляж новейших американских самолетов пятого поколения всего за несколько месяцев.

Разработанные авиастроительной корпорацией Lockheed Martin машины используются флотом США в качестве главного палубного истребителя для авианосцев. Однако в процессе эксплуатации военные стали замечать на фюзеляже дорогостоящих самолетов ржавчину. При этом коррозия не только повредила стелс-покрытие, но и ушла вглубь металла. К чему приведет деградация сплава и как скажется на летных характеристиках машины, - инженерам из Lockheed Martin, а также военным представителям Минобороны США только предстоит выяснить. Однако одно ясно уже сейчас: программа F-35 находится в угрожающей близости к своему закрытию.

Недостатки самых дорогих самолетов в истории США неоднократно вызывали жесткую критику в Конгрессе. Детище Lockheed Martin не может вести воздушный бой, хотя это является главной задачей любого истребителя. По словам американских летчиков-испытателей, F-35 «существенно уступает» 40-летнему истребителю F-15 в имитационных воздушных боях. F-35 не мог повернуть или набрать высоту достаточно быстро, чтобы сбить вражеский самолет или уклониться от вражеского огня. Аналогичным образом F-35 не смог попасть в F-16 1980-х годов. Старый самолет легко маневрировал позади истребителя пятого поколения, чтобы совершить точный выстрел, и даже подкрадывался к нему.

Программа F-35 является, пожалуй, самой громкой историей провала Пентагона, однако далеко не единственной. В истории оборонного ведомства США было множество проектов, признанных неудачными. Одни из них были отменены на стадии разработки, другие, - несмотря на множественные замечания со стороны профильных экспертов и военных, все еще находятся в строю. Американские разработки, которыми изначально хвастались военачальники, но которые впоследствии были признаны неудачными, - в материале iReactor.

Задуманная как мобильная артиллерийская система следующего поколения, Crusader была разработана в начале 1990-х годов как новая мощная самоходная гаубица. Хотя она должна была стать легче и быстрее существующей на тот момент M109A6 Paladin, она оказалась сопоставима с существующими модернизированными образцами. Система, разработанная для армии времен холодной войны, не получила широкой поддержки в штабе армии, поскольку она больше не соответствовала новой оперативной концепции.

В результате министр обороны США Дональд Рамсфельд отменил программу в 2002 году, потратив на нее 2 млрд долларов, что сделало ее одной из первых отзывных кампаний. По иронии судьбы, многие технологии «Крестоносца» были включены в семейство пушек XM1203, которые впоследствии также были отменены.

Впервые представленная в 1999 году начальником штаба армии Эриком Шинсеки, FCS должна была стать семейством сетевых пилотируемых и беспилотных машин и самолетов 21-го века. Информационная сеть бойца - тактическая система, предназначенная для поддержки устройств семейства, должна была полностью пересмотреть видение сухопутных войск. Однако террористические атаки 11 сентября 2001 года прервали 15-летнюю оперативную паузу, на которую рассчитывали военные для реализации программы. Спиралевидное развитие и изменение требований со стороны армии также привели к тому, что затраты выросли на 25%. Наконец, после того, как было потрачено 19 млрд долларов, а программа находилась на стадии разработки и демонстрации системы, министр обороны Роберт Гейтс отменил программу в 2009 году, что стало одним из самых больших провалов Пентагона последних десятилетий.

Минобороны США могло бы сэкономить миллиарды долларов, если бы закрыло такие неудачные программы, как Littoral Combat Ship и эсминцы класса Zumwalt, как только стало понятно, что они не оправдывают ожиданий. Налогоплательщики заплатили 30 миллиардов долларов за универсальный класс малых надводных кораблей по программе Littoral Combat Ship. В результате они получили флот хрупких лодок, не способных выполнять многие из тех функций, для которых они предназначены. При этом четыре из них уже находятся на списании.

ВМС США потратили более 23 миллиардов долларов на программу Zumwalt - проект корабля, который так и не смог выполнить свою первоначально запланированную роль.

Задуманная как плавательный танк для морской пехоты, EFV была тяжелой 38-тонной десантно-штурмовой машиной. Ее разработка началась в конце 1980-х. Первоначальная цель программы - высадка на берег, как в Нормандии и Инчхоне - изначально была сомнительной, учитывая появление на тот момент эффективных противокорабельных ракет большой дальности. Из-за задержек в производстве и превышения стоимости на 270% программа была отменена министром обороны Робертом Гейтсом в 2011 году, когда на нее уже было потрачено почти 3,5 млрд долларов.

NPOESS не так известна, как предыдущие неудачные проекты Пентагона, она должна была стать спутниковой системой следующего поколения, которая будет следить за ситуацией на поле боя. К сожалению, она оказалась очень дорогой и фактически провалилась дважды. Задуманная как партнерство с NASA и ВВС США в 1994 году, она должна была заменить устаревшую программу оборонных спутников. Однако программа превысила бюджет на 25% и была запущена с отставанием от графика на пять лет, после чего в 2010 году была расформирована, а в 2011 году полностью отменена. В настоящее время ВВС США все еще полагаются на старые системы.

Растратить оборонный бюджет, пытаясь выпустить неработающие технологические поделки, - далеко не самый удачный способ конкурировать с потенциальными противниками. Обычно в военных вопросах самые простые решения являются наиболее эффективными. Чиновники, принимающие решения в Конгрессе и Пентагоне, должны быть более скептичными, когда подрядчики делают громкие заявления о технологиях, которые они еще не получили реального воплощения, а также иметь мужество остановить программу, когда становится очевидным, что они терпят неудачу.