Россия продолжает работать над расширением линейки истребителей поколения 4(). Среди новинок - Су-30СМ2. Что известно о самолете - в материале iReactor.

Российские вооруженные силы начали получать от авиастроительных заводов первые модернизированные истребители Су-30СМ2. Поставки идут в рамках государственного оборонного заказа.

Модернизированные самолеты имеют более мощные двигатели, а также новый радар, оснащенный фазированной решеткой. Эти изменения позволили расширить боевые возможности машины. В то же время были сохранены все имеющиеся преимущества, вроде сверхманевренности, разнообразного арсенала вооружения и дальности полета.

Модель самолета новая и пока в боевом плане она себя не успела показать. Чего можно ожидать от модернизированного истребителя - iReactor собрал самые интересные факты о разработке.

В современном мире авиационная часть вооруженных сил нуждается в постоянном усовершенствовании. Россия в этом плане не исключение, и когда вопрос о модернизации встал ребром, отечественные конструкторы обратили самое пристальное внимание на Су-30. Этот самолет прошел проверку временем, и в короткие сроки широкой аудитории был представлен Су-30СМ. Поставки этой модели стартовали в 2012 году.

Первоначально ВКС РФ закупили 116 самолетов. Эта модель «сухого» была выбрана в качестве «единого истребителя для ОДКБ», поэтому технику приобрели Казахстан (36 единиц), Белоруссия (около 12 единиц) и Армения (4 единицы). Также Су-30СМЭ предлагалась для экспорта. В частности, контракт был заключен с Мьянмой.

На этом процесс усовершенствования самолета не закончился. В 2020 году Минобороны подписало контракт на поставку СУ-30СМ2. Точное количество техники, которая будет закуплена - неизвестно. Открытые источники информации считают, что только для ВМФ будет представлен минимум 21 самолет.

Предыдущая модель Су-30СМ1 ограничилась модернизацией бортового радиоэлектронного оборудования и расширением номенклатуры вооружения. А вот на Су-30СМ2 были установлены новые двигатели типа АЛ-41Ф1С, которые близки по техническим характеристикам к тем, что используются на Су-35С.

Новое мощное «сердце» отличается большей мощностью - это самым позитивным образом сказывается на летных характеристиках. Помимо этого расширились энергетические возможности электропитания, что позволит в перспективе установить более мощные системы РЭБ. Здесь важно уточнить, что масса и габариты остались прежними, без утяжеления самолета.

Усовершенствованный двигатель даст больший запас тяги - это означает, что летательный аппарат сможет переносить увеличенный запас боеприпасов и оборудования. Измененный вектор тяги позволит вести маневренный воздушный бой.

Модернизированная «сушка» позволит усилить влияние России на рынке экспорта - модернизированную версию с охотой купят другие страны мира. Аналитики считают, что в этом вопросе, как минимум, можно будет рассчитывать на Индию, чей авиапарк давно нуждается в пополнении.

В вопросе расширения авиалинейки Запад делает ставку на истребители пятого поколения. У США, например, сконструировано около 550 самолетов модели F-35, однако этого не достаточно. Во всем мире основной боевой единицей будут самолеты четвертого поколения.

Россия не отказывается от развития линейки пятого поколения, но при этом страна планомерно расширяет самолетостроение в рамках 4+(+). При этом в вопросах безопасности страны истребители этого уровня могут лечь в основу охраны безопасности границ.

Модернизированные летательные аппараты планируется оснастить новыми ракетами класса «воздух-поверхность», среди них будут и гиперзвуковые. Снаряды создаются в рамках опытно-конструкторской работы «Адаптация-Су». Многие военные эксперты считают, что речь идет о Х-32 - в перспективе она еще должна войти в состав арсенала бомбардировщика Ту-22М3М.

С условием выполнения этого аспекта, как считают аналитики, ВКС РФ получат чрезвычайно мощный авиационный комплекс, который эффективно можно применять даже против самых крупных единиц вражеского флота.