О насО нас Предложить материал Вопросы

Астрофизики разгадали загадку взрывающихся звёзд

17:09 24.08.2015 693

Астрофизики разгадали загадку взрывающихся звёзд
Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе самых важных новостей.
Для этого нужно пройти по ссылке и нажать кнопку Join.

В течение десятилетий астрофизики спорили: один или два белых карлика необходимо для возникновения этого типа сверхновых звёзд. Ответ на этот вопрос не просто академического характера. Понимание физики и разнообразия сверхновых Ia поможет пролить свет на наши исследования по эволюции галактик и по тёмной энергии.

«Речь идёт о понимании наивысшей тайны звёзд», – считает Лаура Чомиук, профессор на факультете физики и астрономии Мичиганского государственного университета. «Что-то во Вселенной заставляет один процент белых карликов покончить жизнь самоубийством и взорваться, как сверхновая. Мы только сейчас начинаем понимать причины этого».

Чомиук одна из четырёх астрофизиков, которые собрались вместе, чтобы обсудить важность двух исследований, опубликованных в начале этого года в Nature. Работы предлагают некоторые из самых серьёзных доказательств по вопросу, сколько же белых карликов требуется для образования сверхновой класса Ia: одна или две.

«Раньше мы все думали, что там был только один сценарий появления сверхновой Ia», – сообщает Эндрю Хауэлл, научный сотрудник обсерватории Лас-Кумбрес, преподаватель на кафедре физики Калифорнийского университета, автор ряда недавних работ. «Однако сейчас мы начинаем наблюдать множество способов возникновения сверхновых типа Ia».

Исследование, опубликованное в Nature, опиралось на новую теорию, предложенную физиком Даниэлем Касеном. Он предсказал, что материал, выброшенный от взрыва белого карлика, должен стать причиной появления заметных ультрафиолетовых вспышек, если он взрывается по соседству с нормальной звездой-компаньоном. Звезда-компаньон является необходимым условием для взрыва одиночного белого карлика, так как она предоставляет материю, которая является триггером термоядерного взрыва белого карлика. Альтернативный сценарий требует слияния  двух карликов и последующего взрыва.

Более глубокое понимание природы сверхновой типа Ia даст толчок многим областям астрофизики и космологии. Например, энергия выброшенная взрывом сверхновой может изменять галактики, рассеивая вещество, необходимое для создания новых звёзд.

Также сверхновые типа Ia взрываются с яркостью, полагаясь на которую учёные долгое время рассчитывали космические расстояния. Такие измерения являются неотъемлемой частью слежения за ускоряющимся расширением Вселенной, причиной которого является тёмная энергия.

Удивительно, но сверхновые Ia могут затмить целые галактики из миллиардов звёзд, что делает сверхновые легко узнаваемыми по космической истории. Изучение механики этих взрывов позволит объяснить то, как появляется такой впечатляющий «звёздный фейерверк».

Источник материала: phys.org