О насО нас Предложить материал Вопросы

Астрофизики обнаружили две сверхмассивные чёрные дыры в ближайшем к Земле квазаре

12:41 28.08.2015 651

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе самых важных новостей.
Для этого нужно пройти по ссылке и нажать кнопку Join.

С помощью космического телескопа Хаббл астрономы обнаружили, что Маркариан 231 (МРК 231), являющийся ближайшей к земле галактикой с квазаром, состоит из двух чёрных дыр, которые вращаются вокруг друг друга в центре галактики.

Находка позволяет предположить, что квазары – одни из самых ярких объектов нашей вселенной, излучающие ядра формирующихся галактик – могут содержать две сверхмассивные чёрные дыры в центре, которые попадают в орбиты друг друга в результате слияния двух галактик. Кружась как пара фигуристов, чёрные дыры генерируют огромное количество энергии, что заставляет ядро галактики светиться, затмевая сияние галактик, состоящих из миллиардов звёзд.

Учёные просмотрели архивы наблюдений Хаббла за ультрафиолетовым излучением, источником которого является МРК 231, и обнаружили "экстремальные и удивительные свойства".

Если в центре квазара находится только одна чёрная дыра, то весь аккреционный диск, состоящий из раскалённых газов, будет испускать ультрафиолетовое излучение равномерно. Вместо этого наблюдалось резкое уменьшение интенсивности излучения по направлению к центру аккреционного диска. Лучшее объяснение этому феномену заключается в том, что существуют две вращающиеся вокруг друг друга чёрные дыры. Это и приводит к появлению "отверстия" в аккреционном диске. Вторая, меньшая чёрная дыра, вращается в направлении внутреннего края аккреционного диска и обладает собственным "мини-диском" с ультрафиолетовым излучением.

"Мы чрезвычайно взволнованы этим выводом, так как он не только доказывает существование двойной чёрной дыры в Маркариан 231, но также и открывает новые методы для систематического поиска бинарных чёрных дыр по природе ультрафиолетового излучения", – сказал Юцзюнь Лу, сотрудник Национальной астрономической обсерватории Китая Китайской академии наук.

"Структуры нашей Вселенной, вроде гигантских галактик или скоплений галактик, растут за счёт слияния более мелких систем в более крупные. Бинарные чёрные дыры являются естественными последствиями этих слияний галактик", – добавил соавтор исследования Ксинью Дай из университета Оклахомы.

Масса центральной чёрной дыры в 150 миллионов раз превышает массу нашего Солнца, а спутник центральной чёрной дыры весит "всего" 4 миллиона солнечных масс. Динамический дуэт совершает полный оборот вокруг друг друга каждые 1,2 земных лет.

Меньшая чёрная дыра является остатком меньшей галактики, которая соединилась с МРК 231. Доказательством недавнего слияния служат асимметрия галактик и длинные хвосты молодых голубых звёзд.

В результате слияния МРК 231 стала галактикой с активным звездообразованием (скорость формирования звёзд в МРК 231 в 100 раз превышает аналогичную скорость в Млечном пути).

Считается, что бинарные чёрные дыры сближаются по спирали и сталкиваются в течение нескольких сотен тысяч лет.

Маркариан 231 находится в 600 миллионах световых лет от нас.

Источник материала: phys.org