Добавить в избранное
Инфореактор
Войти через социальную сеть
Вконтакте Facebook
или
Войти
О насО нас Предложить материал Вопросы
ВКонтакте
Facebook
Твиттер
Одноклассники
Наш канал в Telegram
RSS

NI: Почему советский танк КВ-1 не смог войти в историю

20:56 18.10.2016 4981

NI: Почему советский танк КВ-1 не смог войти в историю
Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе самых важных новостей.
Для этого нужно пройти по ссылке и нажать кнопку Join.

Буквально на следующий день после начала немецкого блицкрига на территории СССР в июне 1941 года более 200 фашистских танков направились на позиции Красной армии в Литве, чтобы следом продолжить стремительное наступление дальше на север, в Ленинград. При этом Люфтваффе разбомбили практически все близлежащие советские аэродромы, превратив колонны бронетехники Красной армии в лёгкую добычу для немецких бомбардировщиков.

Терпя поражение за поражением, советские войска решились на отчаянный шаг в попытке приостановить продвижение немецких войск. 23 июня бойцы бронетанковых подразделений Красной Армии несмотря на то что завели свои танки КВ-1 и КВ-2 (КВ — Клим Ворошилов, прим. ред.) — которые в свое время считались одними из самых бронированных среди тяжёлых танков — и отправились останавливать наступающую группировку немцев под Расейняем.

Во время Второй Мировой войны советские танки прославились своей живучестью и надежностью, несмотря на то что они были жутко неудобными для экипажа. И действительно, в самом начале войны эти неуклюжие танки могли легко выдерживать не одно и даже не два прямых попадания снарядов из немецких танковых орудий.

Однако 47-тонные танки типа КВ были слишком громоздкими. Это сделало их очень и очень уязвимыми для маневренных подразделений германских войск, которые с лёгкостью обходили свою цель с флангов. В то время как в бою один на один Клим Ворошилов мог вынести огромное количество прямых попаданий и справиться практически с любым противником, в сражении с немецкими бронетанковыми дивизиями он не мог показать такую же эффективность. В ходе Расейянского сражения советские войска потеряли более 200 танков, среди которых было 29 тяжёлых танков КВ. Довольно значительная цифра для этого танка.

Сообщается, что военнослужащим Вермахта приходилось проявлять смекалку и заманивать советские тяжёлые танки в ловушки, где их уничтожали заложенной заранее взрывчаткой. Также практиковалась тактика заманивания танков КВ в пределы досягаемости прямого огня немецких артиллерийских орудий.

«Немцы загоняли советские танки-гиганты к позициям собственной тяжелой артиллерии, чьи стволы были наведены в горизонтальной плоскости для ведения огня прямой наводкой по наступающим чудищам», — пишет военный историк Майкл Джонс в своей книге «Ленинград: Осадное положение».

«В результате основная часть советских бронетанковых войск в странах Прибалтики была уничтожена, а вместе с советскими танками пропала угроза контрнаступления на немецкие войска группы «Центр» с фланга», — отмечает Джонс.

Танк КВ — являлся довольно любопытным образцом. В 1941 году он был по всем показателям крепче по сравнению с любым немецким танком, который Вермахт мог бросить в бой. Однако советские танки так и не смогли нанести сколько-нибудь существенный ущерб во время этого жесточайшего первого месяца войны.

Клим Ворошилов стал продуктом инженерной мысли Жозефа Котина. Его конкурент — Михаил Кошкин — параллельно разрабатывал ставший позднее легендарным танк Т-34. Однако в руководящих верхах была сделана ставка на Котина, который придерживался теории господства тяжёлых танков. Согласно этой теории успех на поле боя обеспечивался за счёт подавления вооружённых сил противника тяжело бронированной техникой.

Некоторые его проекты были жизнеспособны, другие же были неудачными. Так, например, разработанный Котиным многобашенный танк Т-28 испытывал серьёзные трудности из-за недостаточной защищённости. Как ни странно, этот довольно громоздкий танк был оснащён очень тонкой для него бронёй, которая не обеспечивала должной защиты. Большинство из этих экспериментальных танков были уничтожены за первые месяцы операции «Барбаросса», а в дальнейшем от продолжения строительства Т-28 отказались. Другой гигантский танк от Котина — Т-35 — требовал огромного экипажа. Однако даже 11 человек ничего не смогли поделать с техническими неполадками этого танка, который в буквальном смысле оказался непригодным к жизни.

На фоне этих ужасных танков КВ был намного лучше. Но он потерпел сокрушительную неудачу. Почему?

«На самом деле танки КВ-1 были вынуждены запустить в массовое производство сразу же с чертежной доски. Этот факт впоследствии старались замалчивать, однако первые образцы были отправлены для тестирования в реальных боевых условиях на Карельском перешейке ближе к концу советско-финской войны», — пишет Стивен Сьюэлл в статье, посвящённой истории советских тяжёлых танков, в журнале Armor.

Котин в итоге всё-таки отказался от концепции многобашенной конфигурации в ходе разработки танков типа «Клим Ворошилов». Вместо этого он решил оборудовать тяжёлый танк одной литой башней с 76-мм танковой пушкой и тремя 7,62-миллиметровыми пулеметами, которые «выглядывали» из закруглённых пулемётных гнёзд.

Самое главное, танки КВ могли похвастаться в буквальном смысле мощнейшей бронёй —  90 миллиметров толщиной в лобовой части и около 70 миллиметров по бокам и в задней части. Это существенно превышало аналогичные показатели ведущих немецких танков того времени.

КВ-2 унаследовал шасси от своего предшественника — КВ-1. Однако танковая башня уже была заменена на другую, более бронированную. Также КВ-2 вместо танковой пушки обзавёлся мощной 152-миллиметровой гаубицей. В то время это было страшное оружие, но оно сделало танк ещё более тяжёлым, громоздким и неповоротливым. В результате всего было выпущено от 200 до 250 танков КВ-2.

К концу войны конструкторское бюро Котина произвело на свет более 5 000 танков типа КВ. Всего было создано более двух десятков различных вариантов этого тяжёлого танка. Наиболее (относительно) успешной была модификация КВ-1С, при создании которой было решено пожертвовать бронёй в угоду улучшения скоростных характеристик. Плюс ко всему КВ-1С обладал модернизированной трансмиссией.

Стоит отметить, что установленная на оригинальном КВ-1 трансмиссия была позаимствована у американского трактора. И, честно говоря, она была просто-напросто отвратительной из-за своей ненадёжности. Однако даже это не было самой большой проблемой. Настоящей бедой этого танка стала чрезвычайно ограниченная видимость, из-за которой у экипажа могли начаться серьёзные проблемы в бою.

«Когда разразилась настоящая полномасштабная война, КВ-1 довольно скоро продемонстрировал, что является непригодным для боевых действий танком», — пишет Сьюэлл. «Страх перед имевшим серьёзные связи Котиным вынуждал многих командиров рассказывать ему, что танк на самом деле был не таким плохим на самом деле. Однако всё же после нескольких жалоб от высокопоставленных офицеров Котин прислушался к их мнению и распорядился заняться доработкой танка и исправлением обнаруженных проблем».

В результате эта работа свалилась на инженера Николая Шашмурина, которому в довольно сжатые сроки удалось спроектировать КВ-1С. Котин, впечатленный работой Шашмурина, позже поручил ему разработать легендарный танк ИС-1, который оказался одним из самых успешных тяжёлых танков Второй Мировой войны.

Тем не менее, после окончания Второй Мировой войны тяжёлые танки были списаны со счетов из-за показавших свою необычайную эффективность средних танков Т-34, которые были сконструированы под руководством Кошкина. Т-34 в итоге оказал огромное влияние на развитие танкостроения в послевоенной истории, что вылилось в создание класса основных боевых танков (ОБТ), которые представляют ударную мощь всех современных бронетанковых войск.

Источник фото: wikipedia.org/PD


Загрузка...
Комментарии для сайта Cackle
Отправить сообщение об ошибке?
Ваш браузер останется на этой же странице
Спасибо!