О насО нас Предложить материал Вопросы

Физики получили кварк-глюонную плазму

20:15 05.09.2015 75

Физики получили кварк-глюонную плазму
Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе самых важных новостей.
Для этого нужно пройти по ссылке и нажать кнопку Join.

Кварк-глюонная плазма – это состояние материи, в котором, как полагают, существовало всё вещество в самом начале Вселенной. Международная команда исследователей из Канзасского университета смогла получить кварк-глюонную плазму во время эксперимента на Большом адронном коллайдере (БАК). Материал, названный физиками «идеальной жидкостью», получен путём столкновения протонов с ядрами свинца при высокой энергии внутри детектора компактного мюонного соленоидного (КМС) в суперколлайдере.

Куан Ванг, исследователя работающий в команде ЦЕРНа, Европейской организации ядерных исследований, сообщил:

«До того, как в КМС были получены экспериментальные результаты, долгое время считалось, что энергия  столкновения протона со свинцом будет слишком мала для создания кварк-глюонной плазмы.

В действительности, эти столкновения были изучены в качестве эталона столкновения двух ядер свинца, чтобы изучить аспекты столкновений без появления кварк-глюонной плазмы. Анализ, представленный в настоящем документе, указывает, что вопреки ожиданиям, кварк-глюонная плазма может быть создана в результате очень асимметричных протонных столкновений».

Старшие специалисты, работающие на детекторе КМС, считают, что неожиданное открытие пролило новый свет на физику высоких энергий.

Йен-Цзе Ли, доцент кафедры физики Массачусетского технологического института и соучредителем группы физиков тяжелых ионов КМВ, сказал:

«Это первый документ, который четко показывает как множественные частицы коррелируют друг с другом в протон-свинцовых столкновениях, подобных тому, что наблюдается в свинец-свинцовых столкновений, где образуется кварк-глюонная плазма. Вероятно, это первое доказательство того, что хоть и маленькое количество, но кварк-глюонная плазма производится в протон-свинцовых столкновениях».

Ли описывает кварк-глюонную плазму как очень горячее и плотное состояние материи несвязанных кварков и глюонов, то есть не содержащееся в отдельных нуклонах.

«Есть поверье, что этот вид плазмы соответствует состоянию Вселенной вскоре после Большого взрыва», - говорит Ванг. «Взаимодействие частиц – кварков и глюонов – в условиях кварк-глюонной плазмы является сильным, которое отличает кварк-глюонную плазму от газообразного состояния, где ожидается слабое взаимодействие между составляющими частицами».

Ванг сказал, что это открытие может помочь ученым лучше понять космические условия в мгновение после большого взрыва.

«Хотя мы считаем, что материя во Вселенной через микросекунды после большого взрыва состояла из кварк-глюонной плазмы, есть еще многое, что мы не полностью понимаем о свойствах кварк-глюонной плазмы», - сказал он. «Одной из самых больших неожиданностей ранних экспериментов на Релятивистском коллайдере тяжелых ионов в Брукхейвенской национальной лаборатории было жидкообразное поведение кварк-глюонной плазмы. Возможность формирования кварк-глюонной плазмы в протон-свинцовых столкновениях помогает нам лучше определить условия, необходимые для её существования».

Источник материала: reliawire.com