О насО нас Предложить материал Вопросы

Ученые обнаружили существо, которое охотится без нервов и мышц

14:32 07.09.2015 631

Ученые обнаружили существо, которое охотится без нервов и мышц
Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе самых важных новостей.
Для этого нужно пройти по ссылке и нажать кнопку Join.

Просто удивительно, чего можно достигнуть, не имея мозга. Спросите об этом трихоплакса. Это крошечное многоклеточное животное — его размер составляет около миллиметра — не имеет ничего похожего на мышечные или нервные клетки. Фактически, у него вообще нет органов. И, тем не менее, он может выслеживать, растворять и потреблять водоросли с удивительной для него сложностью, как показывает новое исследование.

Трихоплакс «ведет себя как будто у него есть нервная система, хотя на самом деле у него нет нервов и синапсов», сообщил старший автор исследования Томас Риз из Национального института неврологических расстройств в штате Мэриленд. «В этом отношении наша работа позволит лучше понять, как нервная система могла развиваться», — добавил исследователь.

Trichoplax adhaerans (или трикс, как его называют исследователи) находят во всем мире. Он умело перемещается с помощью ресничек, которыми он покрыт, и питается водорослями. Это единственный представитель пластинчатых, и, следовательно, представляет огромное и загадочное ответвление древа жизни. Для сравнения, все позвоночные, начиная от мышей и пескарей и заканчивая человеком, принадлежат только к одному типу Хордовых.

Автор исследования, Каролин Смит, старший исследователь Национального института психического здоровья, впервые столкнулась с триксом случайно в 2008 году. Исследователь изучала губки, чтобы узнать о ранних стадиях эволюции нервной системы, «когда увидела это маленькое существо, быстро перемещающееся на экране микроскопа».

Через несколько недель, Смит узнала это существо в научной газете посвященной трихоплаксу. Она была впечатлена наличием генов нервной системы в этом примитивном существе, как она сама сказала.

«Этот организм был намного интересней, чем губка», — отметила Смит, которая была замужем за Ризом в течение 30 лет.

В исследовании 2014 года Смит, Риз и их коллеги обнаружили, что общее количество типов клеток трикса равняется шести (к слову, у людей сотни разных видов клеток). Одни из видов клеток позволяют ему ориентироваться в среде, а другие, как предполагают исследователи, содержат пищеварительные ферменты.

При помощи новейшего микроскопа, имеющего гораздо большее разрешение, чем оптические микроскопы, исследователям удалось обнаружить, что когда трикс обнаруживает водоросль, он выделяет особые пищеварительные ферменты, которые переваривают покрывающие водоросль бактерии.

Эти результаты позволяют предположить, что трикс должен иметь возможность координировать сотни своих клеток для обнаружения потенциальной пищи, прекращения движения и начала пищеварительного процесса.

Лео Басс, профессор экологии и эволюционной биологии в Йельском университете, сообщил, что новое исследование является «хорошим началом работы». Новое исследование предполагает также, что триксы могут ориентироваться в пространстве и имеют определенные возможности к коммуникации на расстоянии.

«У нас есть смутное представление о том, как пищеварение и нервная система развивались в низших организмах, — отметил Басс, — а здесь раскрываются большие научные возможности для этого».

Смит считает, что трихоплакс ведет себя как микроорганизмы, живущие в кишечнике человека. Они так же ощущают частички пищи, выделяя пищеварительные ферменты с помощью особых клеток, и поглощают выделяющиеся питательные вещества.

«Исследуя кишечник, ученые могут узнать больше о ранней эволюции нервной системы», — говорят исследователи.

Смит и ее коллеги представили выводы своего исследования 2 сентября в издании PLoS ONE.

Источник материала: livescience.com