О насО нас Предложить материал Вопросы

Ученые пробудили спящий ВИЧ в клетке, чтобы полностью устранить вирус

13:02 10.09.2015 63

Ученые пробудили спящий ВИЧ в клетке, чтобы полностью устранить вирус
Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе самых важных новостей.
Для этого нужно пройти по ссылке и нажать кнопку Join.

Консорциум исследователей, возглавляемый учеными из медицинского исследовательского института Сэнфорд Бернем Пребис (СБП) обнаружили, что новый класс препаратов может быть использован для выведения вируса иммунодефицита человека (ВИЧ) из тела пациентов, элиминируя вирус раз и навсегда. Поскольку активные вещества, содержащиеся в этом препарате, уже исследуются в клинических испытаниях лечения рака, время одобрения препарата для лечения ВИЧ-инфекции может быть сокращено.

Антиретровирусная терапия позволяет людям жить с ВИЧ десятилетиями. Тем не менее, пациенты остаются носителями ВИЧ, и сохраняется небольшое количество клеток, в которых вирус находится в латентной («спящей») форме. То есть, геном ВИЧ живёт в клетках, но генетический код вируса не работает и не создаёт необходимые белки, которые позволяют  вирусу оставаться незамеченным иммунной системой.

«Если вы прекратите антиретровирусную терапию, то у людей некоторые из этих спящих форм вируса пробудятся и сделают больше вирусов, что приведёт к развитию болезни», – говорит ведущий автор исследования Ларс Паче, Ph.D., научный сотрудник в лаборатории Сумита Чанда, руководителя программы  Immunity and Pathogenesis Program в СБП. «Ключом для излечения от ВИЧ будет очищение организма от клеток, инфицированных латентной формой вируса».

Реактивация ВИЧ-инфицированных клеток для их последующего уничтожения называется shock-and-kill подход. Этот подход оставался недоступным до сих пор, потому что экспериментальные препараты, известные как latency reversing agents (LRA), либо не вызывали должного эффекта, либо наоборот, провоцировали массовую активацию иммунной системы, что само по себе может быть смертельным.

«В новом исследовании, опубликованном 9 сентября в журнале Cell Host & Microbe, используется класс препаратов под названием SMAC-миметики, которые через специфические сигнальные каскады запускают процесс пробуждения вируса, но не активируют иммунную систему», – говорит Чанда.

Исследование было начато с поиска генов внутри клеток хозяина, которые помогают подавить вирус. Они обнаружили, что отсутствие одного гена, BIRC2, увеличивает активность ВИЧ, и SMAC-миметики — успешно прошедшие раннюю стадию клинических испытаний лечения рака — работают путем ингибирования BIRC2 и связанных с этим геном молекул.

«Эти эксперименты привели нас к разработке стратегии использования SMAC-миметиков, чтобы пробудить спящий ВИЧ. В этом случае вирус может быть обнаружен иммунной системой и выведен из организма», – пояснил Чанда.

Николай Косфорде, коллега Чанды и профессор Immunity and Pathogenesis Program, недавно выявил новый мощный ингибитор BIRC2, ВОО-0637142. «Несмотря на то, что SMAC-миметики сейчас доступны, они не были специально разработаны для лечения ВИЧ. Разработанный нами препарат обладает примерно в 10-100 раз более мощным эффектом, что делает его перспективным кандидатом следующего поколения для борьбы с ВИЧ», – говорит Чанда.

Ключевым вопросом заключался в возможности реактивации ВИЧ у пацментов, проходящих антиретровирусную терапию. Они объединены ВОО-0637142 с ингибитором деацетилаз гистонов (панобиностат) и увидел признаки того, что вирус пробудился, не вызвав иммунной активации.

«Мы предвидели, что будет такая синергия, поскольку препараты действуют параллельными путями. Но мы не ожидали такого уровня активации и эффективности, с которой выводится вирус», – говорит Чанда.

Ученые надеются сотрудничать с фармацевтическими компаниями, чтобы продолжить исследования этих молекул. Затем исследователи планируют перейти к клиническим испытаниям на людях, если препараты будут отвечать критериям безопасности и эффективности.

Источник материала: medicalxpress.com