О насО нас «Инфореактор»
18+

«Йота Ориона»: ученые засняли пульсирующий «маяк» созвездия

16:09 08.03.2017 98
«Йота Ориона»: ученые засняли пульсирующий «маяк» созвездия

Команда астрономов из обсерватории Риттер, расположенной в Толедо, штат Огайо, обнаружили признаки уникального явления, а именно повторяющийся однопроцентный всплеск в свете очень массивной звезды. Наблюдение за подобным объектом может существенно улучшить понимание исследователей в отношении такого рода звезд. Так называемая «Йота Ориона» или Наир Аль Саиф является ярчайшей звездой, расположенной на кончике меча в созвездии Ориона. Будучи двойной звездной системой, ее относительно легко увидеть невооруженным глазом. Эта уникальная особенность была запечатлена при использовании самых маленьких в мире космических спутников.

Свет, испускаемый от этой пульсирующей звезды стабилен в 90% случаев, после чего он быстро тускнеет, сопровождая последующее действие большим всплеском.

«Эти световые изменения поразительно похожи на электрокардиограмму, показывающую синусовый ритм сердца, который отражает систему сердечных сокращений», — заявил главный исследователь проекта Герберт Пабло, научный сотрудник Университета Монреаля и член исследовательского центра в Квебеке. Эта необычайная световая вариация является результатом взаимодействия двух звезд, которые вращаются вокруг друг друга по эллиптической 30-дневной орбите.

В то время как две звезды большую часть своего времени находятся далеко друг от друга, они почти в восемь раз ближе друг к другу на короткий период времени после каждого прохождения орбиты. В этот момент гравитационная сила между двумя звездами становится настолько сильной, что она быстро начинает искажать их формы. Ученые сравнивают этот процесс с захватом кончика воздушного шара. Именно поэтому и происходят подобные необычные изменения в световом спектре. «Йота Ориона», как считают ученые, впервые представила этот эффект в такой массивной системе, которая в 35 раз больше массы Солнца.

Еще более интересен тот факт, что эти системы позволяют нам всматриваться в сами звезды.

«Сильная гравитационная сила воздействует на звезды, вызывая землетрясение. Это, в свою очередь, позволяет нам исследовать внутренний мир звезды абсолютно так же, как мы это делаем в случае возникновения подобных процессов здесь на Земле», — подчеркнул Пабло.

Само по себе явление землетрясений очень редко встречается в случае подобных массивных звезд. Конкретно последние зафиксированные колебания, как выяснилось, были первыми в этом массиве.

Астрономы надеются, что это научное открытие послужит инициативой для поиска других подобных систем, создавая при этом фундаментальный сдвиг в отношении изучения эволюции массивных звезд. Важностью этих действий является то, что именно эти массивные звезды являются месторождениями элементов, необходимых для жизни человека.

Источник фото: flickr.com/Alexandre Boudet