Добавить в избранное
Инфореактор
Войти через социальную сеть
Вконтакте Facebook
или
Войти
О насО нас «Инфореактор»
iReactor +79095816425
Россия Малоохтинский проспект, 68, корпус 4 195112
ВКонтакте
Facebook
Твиттер
Одноклассники
Наш канал в Telegram
RSS
18+

Противоминный вертолетоносец «Гранат»: советский ответ «Мистралям»

17:12 02.05.2017 1317
Противоминный вертолетоносец «Гранат»: советский ответ «Мистралям» Противоминный вертолетоносец «Гранат»: советский ответ «Мистралям»
Чтобы быть в курсе самых важных новостей и читать сайт без рекламы, подписывайтесь на наш Яндекс-виджет. Для этого нужно пройти по ссылке и нажать кнопку "Сохранить".
Изменить размер текста Аа

Пять вертолётов Ка-252, 17 боевых пловцов, широкий набор специализированного оборудования для траления морских мин — благодаря всему этому универсальный советский вертолётоносец мог выполнять огромный спектр боевых задач в дальней океанской зоне.

В начале 70-х в Советском Союзе серьёзно озаботились проблемой создания специализированных кораблей, предназначенных для ведения минной разведки и траления водных акваторий, расположенных в дальних океанских зонах. От корабля, в первую очередь, требовалась способность уходить в дальние океанские походы, где он должен был собственными силами разминировать значительные пространства. Естественно, в одиночку справиться с подобной задачей входящие в то время на состав ВМФ СССР малотоннажные базовые и морские тральщики не могли. Переоборудовать же под эти цели другие боевые корабли было нецелесообразно.

Поэтому в 1972 году Западному проектно-конструкторскому бюро (ныне — Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз») была поставлена задача разработать крупнотоннажный универсальный тральщик дальней океанской зоны. Проекту был присвоен порядковый номер 923 и собственное наименование «Гранат».

Противоминный вертолетоносец «Гранат»: советский ответ «Мистралям»

Боковая проекция разрабатываемого в СССР тральщика-вертолётоносца дальней морской зоны. Источник фото: raigap.livejournal.com

Главной особенность нового тральщика стало то, что согласно отдельной научно-исследовательской работе, проведённой в СССР ещё до начала проектировки «Граната», на борту корабля должны были базироваться сразу пять вертолётов, с помощью специального оборудования которых и планировалось траление протяжённых водных пространств. Таким образом морской тральщик превратился ещё и в универсальный вертолётоносец.

Кроме винтокрылых машин, в качестве которых на «Гранате» предполагали использовать противоминные модификации вертолётов Ка-252 (прототип разработанного позднее Ка-27), тральщик также должен был обладать собственными гидроакустическими системами обнаружения морских мин, а также корабельными тралами, способными обезвреживать глубинные американские противолодочные мины «Кэптор».

Противоминный вертолетоносец «Гранат»: советский ответ «Мистралям»

Оборона тральщика-вертолётоносца ложилась на плечи зенитно-ракетного комплекса ближнего радиуса действия «Кинжал», двух противодиверсионных гранатомётов, специализированного реактивного комплекса противоторпедной защиты, а также ряда автоматических орудий разного калибра. Согласно первоначальной версии проекта на «Гранате» также должны были базироваться до 17 боевых пловцов, которых могли задействовать как для обезвреживания мин, так и для проведения диверсионных операций.

Всё необходимое для траления оборудование и экипаж численностью почти в 250 человек удалось поместить в корабле с полным водоизмещением всего порядка 8 000 тонн. Кроме того, на «Гранате», согласно проекту, размещались две мощных газотурбинных установки, которые обеспечивали кораблю максимальную скорость хода в 30 узлов, а также позволяли тральщику уходить практически в месячное автономное плавание, на дальность порядка 10 000 километров. Грубо говоря, «Гранат», базирующийся, к примеру, на Балтике мог вполне выйти на боевую службу в районе Аравийского полуострова, откуда после дозаправки вернуться обратно.

Противоминный вертолетоносец «Гранат»: советский ответ «Мистралям»

Схематичный чертёж тральщика-вертолётоносца проекта 932 «Гранат» в двух проекциях. Источник фото: ansokolov39.livejournal.com

Необходимость в корабле подобного типа была наглядно подтверждена боевой службой противолодочного крейсера проекта 1123 «Ленинград», связанной с разминированием ближневосточного залива Акаба. Для выполнения поставленной боевой задачи ударный вертолётоносец пришлось срочным образом переоборудовать в тральщик дальней океанской зоны. Однако перспективному «Гранату», в котором, как показала практика, действительно нуждался флот, так и не суждено было воплотиться в металл.

Разработка специализированной противоминной модификации Ка-252 осложнилась нежеланием авиационного завода браться за производство мелкосерийной партии вертолётов. Более того, значительная часть гидроакустического и радиолокационного оборудования, которое планировали установить на тральщик-вертолётоносец, находилась в начальной стадии проектирования, а по отдельным комплексам работы и вовсе ещё не начинались. По этим причинам, а также так как к тому времени практически все судостроительные заводы СССР были заняты другими крупнотоннажными и габаритными кораблями, командование ВМФ оценило технические риски в производстве тральщика и в итоге приняло решение отказаться от проекта. Таким образом, вертолётоносец «Гранат», на базе которого в дальнейшем вполне могли создать более тяжёлый корабль, аналогичный тем же французским «Мистралям», остался только на бумаге.

Читайте iReactor в Яндексе

Автор:

Источник фото: inforeactor.ru

Отправить сообщение об ошибке?
Ваш браузер останется на этой же странице
Спасибо!
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ
Читайте новости в краткой ленте, собранной
персонально для вас