Добавить в избранное
Инфореактор
Войти через социальную сеть
Вконтакте Facebook
или
Войти
О насО нас Предложить материал Вопросы
ВКонтакте
Facebook
Твиттер
Одноклассники
Наш канал в Telegram
RSS

Советский предок ПАК ДА: проект Т-4МС

13:26 13.10.2015 291

Советский предок ПАК ДА: проект Т-4МС
Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе самых важных новостей.
Для этого нужно пройти по ссылке и нажать кнопку Join.

Статьи о Перспективном авиационном комплексе дальней авиации (ПАК ДА) зачастую сопровождаются изображениями самолета, спроектированного по схеме типа «летающее крыло». Рядовые читатели принимают такие рисунки как концепт российского ПАК ДА, хотя в реальности они принадлежат законсервированному проекту так называемой «двухсотки» или Т-4МС, который был спроектирован ОКБ Сухого в начале 70-х.

История этого концепта начинается в 1969 году, когда Министерство обороны СССР объявляет между тремя конструкторскими бюро (А.Н. Туполева, В.М. Мясищева и П.О. Сухого) конкурс на разработку многоцелевого межконтинентального ударно-разведывательного самолета.

От разработчиков требовалось спроектировать и построить самолет-носитель, обладающий исключительно высокими летными данными. На высоте в 18 тысяч метров машина должна была быть способной развивать скорость до 3200-3500 км/ч, дальность полета в таком режиме составлять не менее 11-13 тысяч километров, а суммарная боевая нагрузка — 45 тонн.

Сперва «суховцы» решили  модернизировать их предыдущую разработку — Т-4М. Они планировали сохранить силовую установку, бортовые системы и оборудование «сотки». Однако качественно изменить Т-4М так и не удалось. Компоновочная схема «100 И» приводила к резкому увеличению габаритов и массы самолета, не обеспечивая размещения полного объема вооружения. Специалистам из конструкторского бюро Сухого пришлось искать новые принципы построения компоновочной схемы самолета. И они его нашли. 

В августе 1970 года конструктор Л.И.Бондаренко предложил новую аэродинамическую компоновку интегральной схемы типа «летающее крыло», с изменяемой в полете стреловидностью поворотных консолей сравнительно малой площади.

При продувке моделей такой компоновки в аэродинамических трубах были получены совершенно «фантастические» значения аэродинамического качества на дозвуковых и сверхзвуковых скоростях: 17,5 на 980 км/ч и 7,3 на 3700 км/ч.

Кроме того, благодаря малой площади поворотных консолей и жесткому несущему корпусу центроплана вплоть до 1100 км/ч увеличилась скорость у земли. Поворотные консоли с легкостью могли изменять стреловидность с 30 до 72 градусов.

На протяжении 1971 года конструкторы доводили «двухсотку» до ума. Специалисты «игрались» с толщиной и формой профиля крыла, оптимизировали конструктивно-силовую схему, испытывали общую устойчивость и управляемость самолета.

В итоге выяснилось, что самолет не центруется и обладает 5%-й неустойчивостью. Тогда было принято решение доработать его компоновку. В сентябре 1971 года «двухсотка» обрела удлиненный нос и слабовыступающий фонарь.

Помимо работы над улучшением летно-технических характеристик, конструкторы уделили особое внимание снижению радиолокационной заметности Т-4МС. Новый бомбардировщик получил четыре двигателя НК-101 тягой по 20 тс, имевшие переменную степень двухконтурности. Именно эти двигатели позволяли самолету переключаться в режим сверхзвукового форсажа.

Финал конкурса между конструкторскими бюро состоялся в 1975 г. И хотя победителем был назван проект ОКБ Сухого, военное руководство отдало предпочтение разработке «туполевцев» — знаменитому Ту-160, известному среди летчиков как «Белый Лебедь».

Здесь стоит отметить, что Ту-160 весил на 35% больше Т-4МС и имел в 2-3 раза меньшую дальность полета на сверхзвуковой скорости. Его взяли на вооружение так как производственные мощности ОКБ Сухого были заняты модификацией самолетов Су-17М и Су-24, а также созданием нового многофункционального истребителя Су-27. Иными словами, «двухсотку» можно было штамповать лишь отказавшись от других чрезвычайно важных проектов, на что руководство пойти никак не могло.

ОКБ Сухова обязали передать все материалы в КБ Туполева для «проведения дальнейших работ». На этом и заканчивается история одного из самых удивительных проектов советской сверхзвуковой авиации... Или нет?

Источник материала: podrobnosti.biz


Загрузка...
Комментарии для сайта Cackle
Отправить сообщение об ошибке?
Ваш браузер останется на этой же странице
Спасибо!