Добавить в избранное
Инфореактор
Войти через социальную сеть
Вконтакте Facebook
или
Войти
О насО нас Предложить материал Вопросы
iReactor +79095816425
Россия Малоохтинский проспект, 68, корпус 4 195112
ВКонтакте
Facebook
Твиттер
Одноклассники
Наш канал в Telegram
RSS

Космическая авиация будущего: атомолет М-19

13:10 22.10.2015 413

Космическая авиация будущего: атомолет М-19
Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе самых важных новостей.
Для этого нужно пройти по ссылке и нажать кнопку Join.

Уже в 80-х годах СССР мог располагать собственным воздушно-космическим самолетом на ядерном двигателе. С его помощью человечество с легкостью наладило бы транспортное сообщение между Землей и Луной.

История проекта начинается в 1974 году, когда на Экспериментальном машиностроительном заводе Мясищева принимается комплексная программа, включающая в себя разработку целой серии средств космического назначения. В том числе, ставится задача создать многоразовую космическую систему, способную выводить на орбиту и возвращать с орбиты полезные грузы массой до 30 т. Иными словами, речь шла о проекте, который впоследствии воплотился в советский аналог Шаттла «Буран».

Однако сотрудники КБ Мясищева были в силах создать гораздо более революционный аппарат, который мог вывести человечество на принципиально новый уровень развития. Этим проектом был воздушно-космический атомный самолет М-19 с ядерным двигателем на борту.

В отличии от американцев, советские конструкторы решили отказаться от идеи использования массивного многоступенчатого носителя. Концепция советской разработки предусматривала одноступенчатый атомный самолет с двигателями замкнутого цикла. Вывод на орбиту осуществлялся в два этапа — начальный разгон и набор высоты обеспечивал водород, подающийся в прямоточные двигатели. Как только самолет достигал высоты в 50 км и скорости в 16 Махов, в дело вступал ядерный ракетный двигатель тягой 320 т. Благодаря такой комбинированной схеме конструкторам удалось сократить взлетную массу аппарата до 500 тонн, а также увеличить вес полезной нагрузки до 40 тонн.

Кроме того, высочайшие показатели аэродинамического качества демонстрировала компоновка М-19: 7.0 на дозвуковых скоростях и 3.0 на гиперзвуке.

Разработка Мясищева была способна доставлять и спускать грузы с орбиты, «нарять» в атмосферу и возвращаться обратно, совершать посадку на Землю с любого витка. Всё это было совершенно невозможным для американского Шаттла.

Автономность и КПД силовой установки давали М-19 широчайший спектр применения. При необходимости, объем полезного груза можно было сократить, за счет чего самолет с легкостью мог достигать лунной орбиты.

Если бы творение советских конструкторов воплотилось серийно, существенно уменьшилась бы и себестоимость выводимого на орбиту груза. Данный аппарат представлял собой самую настоящую революцию в космическом транспорте. Флотилия из десятка М-19 была способна обеспечить бесперебойный грузопоток между Землей и ближним космосом.

Однако амбициозным планам советских конструкторов так и не суждено было сбыться в реальность. Мясищев понимал, что быстро такой проект не реализуешь. Программа предусматривала старт работ в середине 1970-х годов, а первые экспериментальные образцы ядерных двигателей лишь к началу 1980-х. На возражения начальства великий конструктор красноречиво отмечал: «Проблему надо брать за горло, а не за хвост. Иначе всегда будешь в хвосте. Пусть мы затратим на создание М-19 лишние 5 лет, зато потом будем намного впереди».

Но руководство считало иначе. Выбор был сделан в пользу «симметричного ответа» американцам — космической программы «Энергия-Буран».

Генеральный конструктор В.М. Мясищев скончался в октябре 1978 года. Работы по М-19 были свернуты в 1980 году. Атомный воздушно-космический самолет остался ждать своего звездного часа.

Источник фото: www.spaceavia.com


Загрузка...
Комментарии для сайта Cackle
Отправить сообщение об ошибке?
Ваш браузер останется на этой же странице
Спасибо!