На МАКС показали беспилотный автожир российского производства

На прошедшем в подмосковном Жуковском Международном авиационно-космическом салоне (МАКС) специалисты Московского авиационного института представили беспилотный автожир, который предназначен для запуска с катапульты. Как рассказали представители вуза, предварительная раскрутка несущего винта происходит в момент запуска по монорельсу. Об этом сообщает издание «N+1».

Автожиром, или гиропланом, называют летательный аппарат, внешне напоминающий вертолёт. Однако несущий винт у автожира свободно вращается в режиме авторотации. Конструкция автожира является более простой, чем у вертолёта, поскольку она лишена сложной трансмиссии несущего винта. Кроме того, автожир очень часто вообще не имеет какого-либо привода на основной винт. Также за счёт отсутствия трансмиссии на борту автожира вибрация значительно меньше.

Гироплан совершает горизонтальный полёт за счёт толкающего или тянущего воздушного винта. В воздухе автожир опирается на поверхность несущего винта, вращение которого происходит благодаря набегающим потокам воздуха. С одной стороны, гиропланы проигрывают при полётах на большие расстояния самолётам, однако и у них есть сильное преимущество – отсутствие необходимости в длинной взлётно-посадочной полосе. При наличии встречного ветра автожир может взлетать с разбегом в несколько метров или даже с конкретного места. Конечно, использование автожиров не так широко, как самолётов и вертолётов, но в некоторых случаях их применение может быть оправдано.

Продемонстрированный на МАКС-2017 беспилотный автожир – это летательный аппарат с диаметром несущего винта 1,5 метра. Наибольшая полётная масса гироплана составляет 25 килограммов, но при этом он может нести несколько килограммов полезного груза. Беспилотник оснащён двигателем внутреннего сгорания, благодаря которому достигаются скорости полёта от 30 до 120 километров в час. При этом максимальное время составляет порядка трёх-четырёх часов.

Используемая для запуска система катапультирования предполагает предварительную раскрутку несущего винта. Для этого на вал несущего винта установлен шкив с намотанным на него шнуром. При запуске гироплана этот шнур раскручивает вал несущего винта, достигая требуемой подъёмной силы, а шкив после взлёта сбрасывается.

Малый беспилотник, который способен брать на борт груз небольшого веса, подходит для сбора информации с помощью различных датчиков. В том случае, если двигатель перестанет работать или же закончится топливо, то автожир можно достаточно мягко посадить, ведь несущий винт вращается в режиме авторотации. Таким образом, это позволяет сократить риски при оснащении гироплана дорогостоящей аппаратурой.

Россия является не единственным разработчиком автожиров – данные летательные аппараты производятся и в других странах. К примеру, американская компания Groen Aeronautics создаёт опционально пилотируемый гироплан, который может управляться как с борта, так и с земли.