Фотонный радар для российского истребителя шестого поколения станет прорывом в науке

С 2018 года в Воздушно-космические силы России начнут поступать первые истребители пятого поколения Т-50. В июле пилоты продемонстрировали их лётные возможности на авиасалоне МАКС-2017, проходившем в Подмосковье. И хотя испытания машины ещё ведутся, конструкторы уже начали работу над истребителем шестого поколения, первый прототип которого должен подняться в воздух в 2025 году. Так, Концерн «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ), занимается созданием принципиально нового радара, радиоэлектронного оружия и искусственного интеллекта для истребителя будущего.

В интервью ТАСС представитель КРЭТ Владимир Михеев заявил, что новая машина получит сверхширокополосный фотонный радар, который будет на порядок превосходить современные РЛС. По словам представителя, сейчас даже самые современные фазированные антенны имеют крайне низкий КПД, до 70% энергии выделяется в виде тепла. При использовании же фотонных кристаллов, потери энергии сводятся к минимуму. Это позволит существенно увеличить радиус действия бортовой РЛС, не отягощая самолёт дополнительным оборудованием.

Кроме того, сверхширокополосная система позволит делать практически фотографические снимки обнаруженной техники противника. Во-первых, это сведёт к минимуму стелс-эффект. А во-вторых, позволит бортовому компьютеру на расстоянии десятков километров опознавать технику противника и даже её вооружение, что позволит пилоту оперативно реагировать на изменение обстановки и угрозы. Михеев подчеркнул, что передатчик и приёмник фотонного радара уже проходят испытания в КРЭТ.

Корреспонденты iReactor обратились к военному эксперту Алексею Славицкому с просьбой рассказать, не слишком ли рано началась разработка, и повлияет ли новый радар на тактику воздушного боя.

«Разработка принципиально новых самолётов длиться десятилетиями, поэтому их проектирование ведётся всегда параллельно с модернизацией имеющегося парка техники. Первый полёт шестого поколения хоть и запланирован на 2025 год, но это будет прототип. Вполне вероятно, что сперва создадут «летающую лабораторию», как это было, например с Су-47 «Беркут», а уже потом появится окончательный вариант. Так что ждать полноценного действующего образца можно к 2030 году.

Что же касается радара, тот тут всё зависит от задач, которые поставят военные перед новыми самолётами. В настоящее время в России преобладает оборонительная доктрина, исходя из которой, ВКС будут действовать под прикрытием ПВО и наземных радиолокационных станций. Если этот принцип сохраниться, то увеличение дальности действия бортового радара отойдёт на второй план, в приоритете будет миниатюризация и экономия энергии. Если же геополитическая обстановка изменится, тогда, конечно, радиус действия станет важнее. Вполне возможно, что будут и два варианта – «агрессивный» для истребителей, и миниатюрный для беспилотников. Повторюсь, всё будет зависеть от задач».