Стальная «стая»: российский самолёт шестого поколения радикально изменит тактику воздушного боя

Сегодня, 27 июля, советник первого заместителя гендиректора Концерна «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) Владимир Михеев в интервью ТАСС рассказал, над каким оборудованием для российских истребителей шестого поколения работает компания. Он заявил, что для нового истребителя уже готовы испытательные прототипы фотонного радара и электромагнитной пушки.

Кроме того, программисты заняты созданием искусственного интеллекта, который будет не только помогать пилоту работать со сверхсовременной техникой, но и сможет сам управлять отдельным самолётом. Опытная система уже была продемонстрирована на МАКС-2017, где показали процесс обучения ИИ. По словам Михеев, предполагается, что самолёты шестого поколения будут поделены на две части – ведущим бортом останется управлять человек, а за ним будут двигаться беспилотные варианты. Пилот сможет самостоятельно давать общие команды разумным машинам, а те примут наиболее оптимальное решение. Каждый «материнский» самолёт сможет управлять 20-30 БПЛА.

Корреспонденты iReactor попросили военного эксперта Алексея Славицкого рассказать, насколько жизнеспособна такая версия развития российской авиации.

«С момента появления первых автопилотов военные лелеют надежду полностью автоматизировать боевые самолёты. Конечно, человеческий мозг всё ещё на порядок превосходит любые версии ИИ. Может он и не столь шустро складывает многозначные цифры, но куда быстрее адаптируется к быстро меняющейся обстановке и, что самое главное, умеет великолепно импровизировать.

Тем не менее, у пилота-человека есть и свои нюансы. Во-первых – ценность человеческой жизни. Никто не хочет отправлять друзей, знакомых и просто земляков на смерть. Во-вторых, хрупкость человеческого организма. Перегрузка в 15G – максимум, который может выдержать пилот, находясь в сознании. Современная же техника справляется и с 30G. Так что, идея действительно актуальная. Более того, ведущие армии мира активно разрабатывают концепцию сетецентрических войн. В миниатюре это как раз и есть стальная стая дронов во главе с человеком. Такие стаи смогут принципиально изменить тактику воздушного боя, ведь понятие «недопустимые потери» отойдёт на второй план.

Однако сомнительно, что эти дроны будут созданы на основе пилотируемого самолёта шестого поколения. И дело тут вовсе не в технике. Испокон веков войной движет экономика. А делать тяжёлые дорогие БПЛА, которые по сути являются расходным материалом, из самолётов – это расточительство. В любом случае окончательный вывод можно будет сделать только после первых оценок себестоимости нового проекта».