«Оплот» глазами танкиста ВСУ: «Ничего лучше Т-64БВ Украина придумать не смогла»

Боевой офицер танковых войск Украины с позывным «Феррум» рассказал, стоит ли украинской армии рассчитывать на танк «Оплот», который считается одним из лучших в мире.

С 2014 по 2016 годы «Феррум» воевал в составе ВСУ на Донбассе в должности командира танка Т-64БВ. По словам офицера, всё это время он верил и надеялся, что в один прекрасный день его экипаж сможет пересесть на танк «Оплот». И хотя все эти машины шли на экспорт, «Феррум» был уверен, что полученные доходы в итоге помогут наладить массовое производство машин. Чтобы помочь конструкторам Харьковского бронетанкового завода, боец регулярно посылал отчёты о ведении боёв на своём танке.

Пока «Оплоты» уходили в Таиланд, экипаж «Феррума» был вынужден воевать на стареньком Т-64БВ. По словам офицера, это был настоящий ад. Модификация БВ была присвоена украинским танкам весьма условно, отметил военный. Например, на многих так и остались стоять аналоговые радиостанции Р-123М. Чтобы не терять связь с экипажем и командованием «Феррум» был вынужден носить с собой сразу две рации, купленных для армии волонтёрами.

Неудачной оказалась и сама конструкция харьковского танка. В связи с тем, что старый автомат заряжания работает нестабильно, командир вынужден всё время контролировать его работу. Из-за этого было невозможно установить защитный экран. В результате использование турельного пулемёта становилось просто опасно для здоровья. Так как рукоятка управления расположена недалеко от орудия, при откате оно могло легко сломать руку. В результате у командира в распоряжении оставался только спаренный пулемёт, который было невозможно перезарядить, так как передвигаться в башне мешали сразу две нештатных радиостанции.

Зимой 2015 года в части поступили цифровые радиостанции «Моторолла», устанавливать их обязали сами экипажи. Вот только завод-производитель запретил при этом снимать устаревшие Р-123. В результате места в башне стало ещё меньше.

Но самой большой проблемой оказались блоки динамической защиты. «Контакт-5», по словам офицера, может загораться даже от обстрела из автоматов и крупнокалиберных пулемётов. Но если на верхнем лобовом бронелисте это не представляет угрозы, то возгорание на башне грозит уничтожением танка. Украинские производители ввели в состав пластификатора обычную смолу, которая начинает вытекать при возгорании. В результате огонь начинает стремительно распространяться по танку и через 10 минут его уже не спасти.

С системами управления огнём дело обстоит не лучше. По словам «Феррума», он даже не использовал штатный прицел по назначению, а пользовался японским биноклем, который сам и купил.

Но больше всего офицера возмутила ситуация, когда всего за две недели четыре танка Т-64БВ получили совершенно новое оборудование. Сделано это было специально для европейского танкового биатлона. «Феррум» заявил, что если такую операцию можно проделать со всеми Т-64БВ, то зачем нужны баснословно дорогие «Оплоты»? По словам военного, новейшие танки ничем не отличаются от таких «биатлонных» моделей. Они имеют одинаковые системы управления огнём, орудия и тяговооружённость. Единственное отличие – это уровень защита. Но защита «Оплота» рассчитана на бои с танками НАТО, массово применяющими БОПС. Однако если Альянс теперь союзник Украины, то зачем нужны такие танки? Гораздо выгоднее модернизировать 100 Т-64, нежели купить один никому не нужный «Оплот», констатировал украинский танкист.