Ликвидация украинского «Антонова» пошла во благо российскому авиапрому

Не так давно украинское руководство заявило о своём решении ликвидировать авиаконцерн «Антонов». В действительности полного уничтожения компании не произойдёт, однако её ждут серьёзные изменения. Государственное предприятие «Антонов» вместе с другими украинскими заводами перейдёт под крышу оборонного концерна «Укроборонпром».

Так называемый пермский авиационный куст, в состав которого входят предприятия «Авиадвигатель», «ОДК – Пермские моторы», «Редуктор ПМ» и «ОДК-СТАР», конкурирует с другой украинской компанией, которая специализируется на создании авиационных двигателей – ПАО «Мотор Сич». Однако всё, что происходит с «Антоновым», в том числе, и крупные структурные изменения, косвенно повлияют и на пермский авиапром.

После того, как «Антонов» разорвал деловые отношения с российскими предприятиями, последние ищут способы минимизировать негативные последствия. Существует международная практика: если страна-разработчик прекращает выполнять свои обязательства по поддержанию и сопровождению авиатехники, то эти функции должны перейти к стране-эксплуататору.

Можно сказать, что именно так и происходит. Поддержанием лётной годности самолётов семейства «Ан» в ближайшее время планирует заняться ГосНИИ гражданской авиации. Техническим обслуживанием самолётов Ан-124 «Руслан» в обход Украины занимается с прошлого года российская компания «Волга-Днепр». Очень скоро будет освоен и ремонт «руслановских» двигателей, собранных украинским предприятием «Мотор Сич».

Ликвидация украинского «Антонова» пошла во благо российскому авиапрому

Двигателестроительное предприятие «Мотор Сич». Источник фото: wikipedia.org/Mixabest

Здесь для пермских моторостроителей открываются широкие возможности. Ведь в дальнейшем линейку «Анов» предполагается развить за счёт изготовления двигателя сверхтяжёлой тяги ПД-35. Что касается украинского «кукурузника» Ан-2 – в РФ уже имеется отечественный аналог – цельнокомпозитный самолёт ТВС-2ТС, который по всем лётным характеристикам превосходит своего предшественника.

Процесс импортозамещения украинских узлов тоже успешно запущен: на петербургском АО «Климов» производят двигатели ТВЗ-117, которые раньше экспортировались «Мотор Сич». Также Украина поставляла детали для российского учебно-боевого самолёта Як-130, теперь же этим занимается предприятие «НПЦ газотурбостроения «Салют». При желании подобных примеров можно найти ещё.

Теперь российским предприятиям есть чем заняться. Например, между «Пермскими» и «Рыбинскими моторами» был исчерпан давний конфликт интересов. Большинство предприятий обзавелось крупными заказами. Таким образом, снизилась внутренняя конкуренция в РФ, но может вырасти внешняя – с Украиной. Несмотря на крупные изменения в структуре, «Антоновцы» планируют вернуться на конкурентный рынок региональных пассажирских самолётов. Также они намерены в ближайшие пять лет выпустить не менее 70 самолётов.