Порошенко: «На украинских крыльях летает весь мир, а Украина — авиационная держава»
president.gov.ua  /  Пресс-служба президента Украины

На Украине 26 августа отмечают День авиации. Глава украинского государства Петр Порошенко опубликовал на своей странице в социальной сети Facebook поздравление, адресованное украинским авиаторам.

Петр Порошенко написал, что именно благодаря их работе «на украинских крыльях летает весь мир», а страна «гордо носит звание авиационной державы».

Как известно, аналитики, оценивающие состояние украинской авиационной отрасли, настроены не так позитивно, как Петр Порошенко. После разрыва важных промышленных связей с Россией в данной сфере украинское авиастроение было вынуждено пройти период переориентации и импортозамещения российских комплектующих.

«Укробороноборонпром», в состав которого входит мощнейшее предприятие местного авиапрома «Антонов», отчитался об успехах данного процесса. Однако, как справедливо замечают аналитики, здесь больше речь идет об «успехе» с политической точки зрения. Что же касается экономической выгоды «импортозамещения» российских деталей и партнеров, то её пока заметить крайне трудно.

Согласно статистике, за последние пять лет «Антонову» удалось выпустить и продать в общей сложности 16 самолетов: шесть Ан-32, четыре Ан-148 и шесть Ан-158. «Похвастаться» количеством может лишь 2012 год, когда с конвейеров завода вышло шесть самолетов, а реализовано было восемь. В 2016 году авиаторам не удалось выпустить ни одного самолета.

Украинскому Кабинету Министров пришлось создавать особые условия, чтобы поддержать стремительно «приземляющийся» украинский авиапром. Так, например, согласно новым постановлениям, 22 предприятия смогут покупать детали и инструменты из-за границы (за исключением РФ) без уплаты пошлин и налога на добавочную стоимость. Без этого вынужденного шага со стороны правительства у авиапроизводителей не было возможности создавать конкурентоспособную продукцию без финансовых ущербов для собственного предприятия.

По словам одного из бывших директоров украинского ГП «Антонов» Михаила Гвоздева, на протяжении последних десяти лет ни один продукт компании не принес прибыли.

Сейчас украинские власти заявляют о масштабных планах относительно «Антонова» и украинского авиапрома в целом: 70 самолетов за ближайшую «пятилетку». Однако пока что статистика и миллионы долларов необходимых расходов на производство не дают возможности экспертам разделить столь оптимистичные прогнозы.