Новый Евросоюз: Макрон объединяет вокруг себя страны Западной Европы
kremlin.ru  /  пресс-служба президента РФ

В ЕС прозвучал призыв к созданию нового объединения. Президент Франции, а также премьер-министры Бельгии и Люксембурга заявили о намерении создать «коалицию доброй воли». Очевидно, что главный инициатор – Эммануэль Макрон. Он также заявил: «Через несколько недель в Германии будут важные выборы. Мы думаем, что после них настанет уникальный момент для того, чтобы придать настоящий новый импульс европейскому проекту». К слову, предложения по обновлению Евросоюза, уже звучали в начале года в кулуарах саммита ЕС на Мальте между тремя странами Бенилюкса.

Нужно отметить, что создание прототипа «миниЕС» – вопрос довольно серьёзный, требующий рассмотрения с «разных углов» – экономического, политического, в контексте отношений с Россией. Для этого «Инфореактор» задал соответствующие вопросы целому ряду экспертов.

В первую очередь, нужно рассмотреть мотивацию инициативы Макрона. Об этом рассказал генеральный директор ГТПК «СытинЬ», председатель городской общественной организации «Объединение Сочинских корейцев» Сергей Сон: «Макрон реально думает и смотрит в свой карман и в экономику Европы. Он понимает, что США, через санкции на Россию, через давление на Евросоюз протаскивают свои экономические интересы.… Инициаторы нового объединения в Европе будут бороться за свои идеи. Конечно, США могут создать условия, когда инициаторы заглохнут. Время покажет… Не будем скрывать, что вся суета вокруг нашего газа для Европы. А кто будет отапливать дом соседа, с тем отношения всегда будут теплее».

Политолог Иван Преображенский объяснил «Инфореактору» насколько создание «коалиции доброй воли» реально: «Проект Макрона формально не предполагает создания «МиниЕС» или «Европы двух скоростей», а серьёзное сближение стран, укрепление общих институтов. Он предложен европейскими франкофонами – странами Бенилюкса, являющиеся основой и образцом для ЕС, предполагая, что все страны Евросоюза должны его поддержать. Это маловероятно. В таком случае, действительно не исключено создание внутри ЕС нового, более тесного объединения, подобного еврозоне. От того, что не все страны ЕС решили или смогли принять евро, как единую валюту, Евросоюз, надо заметить, не распался. Возможен вариант и тут: организация внутри ЕС, которая будет координировать свои действия гораздо сильнее, чем сам ЕС, эдакий мотор. Те, у кого нет желания присоединиться вроде современной Польши, останутся на обочине.

Это собственно и есть формула Европы двух скоростей: одни двигаются быстрее, а другие остаются Европой, но идут со своей скоростью с расчётом, что они со временем захотят догнать лидеров».

Независимый политолог Александр Асафов рассказывает «Инфореактору» зачем ЕС это нужно, и что ждёт его, если инициативу Макрона не поддержат: «ЕС за последние несколько лет столкнулся с колоссальными вызовами – Brexit, наплыв мигрантов, политическая (а также военная, энергетическая, экономическая) экспансия США. Вашингтон хочет ведь переформатировать европейский рынок углеводородов, вытеснить немецких производителей, диктовать ЕС модель взаимоотношений в Россией (новый пакет санкций – яркий пример).

Макрон сейчас говорит, что его идея «коалиции доброй воли» – это новый импульс, но на деле – это план спасения суверенитета ЕС. Почему это сказано перед немецкими выборами? У Макрона есть амбиции.  Он усиливает договоры с франкофонами в Европе (говорящие на французском), чтобы в такой «обойме» союзов говорить с Германией, которая пройдёт через электоральный цикл, практически на равных.

США давит на Брюссель относительно отношений с РФ.  Даже разговоры о возможности Герхера Шрёдера (бывший канцлер ФРГ) стать директором Роснефти говорят о широко обсуждаемой интеграции Евросоюза с Россией в экономическом смысле.

Даже в культурном плане Брюссель отстаивает позиции жёстче. Сейчас были выделены средства на развитие культурной программы европейских ценностей, направленной на такие страны как Сербия, где традиционно «работают» США. Это Москве выгодно, ведь за счёт такого противостояния развиваются прикладные проекты (Северный поток-2) и расширяются дипломатические каналы с ЕС.

ЕС должен справиться с вызовами череды референдумов (отделение Шотландии, Каталонии и т. д.), а для этого необходимо укрепление, какое предлагает Макрон. В противном случае Евросоюзу может грозить парад суверенитетов, который когда-то был в СССР».

Об экономических аспетках более подробно рассказал Советник председателя правления «СЭЦ Модернизация» Юдкин Артём: «Франция, Бельгия и Люксембург составляют франкоязычный культурный макрорегион. Они имеют существенную зависимость друг от друга. Так, Бельгия является вторым потребителем французских товаров (около 7% французского экспорта), а Франция для Бельгии – 17% бельгийского экспорта).

Сравнение ВВП трёх стран показывает классический случай выступления стран с разным экономическим весом. Так, в 2016 г. ВВП Люксембурга составил 60 млрд евро, ВВП Бельгии - 421 млрд евро, а ВВП Франции - 2,2 трлн евро. Эти страны связаны друг с другом экономически и вместе могут занять 4-5 место в мире по объёму ВВП.

Для формирования микро-объединения внутри ЕС формально нет никакого правового запрета в наднациональных правовых актах и решениях. Но нужно решить – либо координироваться вне рамок европейского союза, что сформирует тенденцию к выходу из ЕС, либо работать в установленных рамках дозволенного общеевропейским правом.

В любом случае это означает введение национальной валюты, а валютный союз в рамках ЕС уже сформирован. Создание общих военных органов также неразрешимы без выхода стран из блока НАТО. Итог – сотрудничество трёх стран будет, но как вторичное, уступая место общеевропейским связям.

 Для России формирование мини-объединения, назовём Французский союз, не принесёт изменений. Роль Франции в этом союзе будет ведущей, что позволит решать вопросы с двумя другими участниками через общий – французский – канал взаимодействия, но не более».

Автор: